Прелоадер
Статьи

Как создаются фильмы Dolby Atmos

Описание

У нас необычный обзор – мы расскажем вам, как создаются звуковой дизайн голливудских фильмов на примере австралийской компании RMS.

Наш сегодняшний рассказ – о флагманской студии RMS, находящейся в Сиднее и созданной именно для сведения фильмов в Dolby Atmos.

RMS – это студия звукового постпродакшна, сотрудничающая с Warner Bros. Entertainment, Netflix, Lionsgate и прочими. Студия имеет за плечами опыт работы над такими фильмами, как «По соображениям совести», «Фуриоса: Хроники Безумного Макса», «Мортал комбат».

Звукорежиссёр RMS Роберт Маккензи известен выдающимся вкладом в развитие звука в кино, награжден 3мя оскарами в категориях лучший звук и лучший звуковой монтаж.

На первый взгляд, студия выглядит как персональный кинозал, посередине которого находится рабочее место звукорежиссёра. В этом «кинозале», по словам Роберта «что-то около 48» акустических систем, не считая восьми сабвуферов — это достаточное количество для иммерсивного звука и баса, чтобы при создании саундтрека фильма не было никаких компромиссов.

Студия звукозаписи фильмов Dolby Atmos

Источник фото: сайт RMS

Все акустические системы и сабвуферы в студии – от австралийского производителя Krix из коммерческой серии. По словам производителя в ней используются те же самые компоненты, что и в линейке для домашних кинозалов. С точки зрения покупателей частных кинозалов это здорово, так как гарантирует зрителям именно такое звучание, каким его задумали создатели фильма.

Источник фото: сайт RMS

Как происходит процесс продакшена фильма с точки зрения звука?

После того, как написан сценарий, и фильму дан «зелёный свет», режиссёр или продюсер картины связывается со звукорежиссёром, чтобы получить обратную связь и идеи возможных изменений в сценарий.

Затем в течение долгого времени без участия звукорежиссёра снимается фильм и записываются диалоги.

Иногда на этом этапе звукорежиссёр может поддерживать связь с командой. Например, как рассказал Роберт, во время съёмок «Фуриосы» он в качестве развлечения приезжал на съёмочную площадку к звукооператору Бену Осмо и его команде:

«На «Фуриосе» я тусовался в фургоне Бена. Ездил с ним, пока он записывал все диалоги невероятной системой. У него были микрофоны на каждой камере, а также повсюду бум-микрофоны (микрофоны на длинной штанге, -прим. Artinstall).

Так что, если камера была на кране, въезжающем в каньон или во что-то ещё, на ней обязательно был микрофон. У него просто везде были микрофоны. Загляни под любой мотоцикл и там найдётся жучок.»

А потом, когда фильм смонтирован, вся команда идёт смотреть черновой вариант фильма и обсуждать со звукорежиссером звуковой дизайн.

После этого начинается процесс внесения изменений — с помощью Avid (ПО для видеомонтажа), в нем добавляются дополнительные звуки и эффекты.

Во время совещаний от режиссёра фильма поступают замечания по звуку и вносятся требуемые корректировки.

Этот процесс «шлифовки» занимает около трёх недель, в конце делается финальная балансировка и фильм наконец-то становится цельным.

Готовый микс Dolby Atmos прокатной версии фильма отличается от домашней версии, об этом ниже.

Источник фото: сайт RMS

Как происходит процесс сведения звука?

Когда-то для сведения нужна была куча плёнки с разными вариантами диалогов, всё это переносилось на микшерный пульт с лампами и транзисторами. Сейчас всё внутри компьютера, даже микшерные пульты – виртуальные.

В RMS, как и во всём мире, пользуется ProTools, есть несколько разных комплексов: для музыки, для звуковых эффектов и для диалогов. Затем всё это попадает в другой комплекс, также работающий на ProTools, где дорожки сводятся — и этот этап самый сложный.

Роберт приводит пример, когда он работал над «Фуриосой» с режиссёром Джорджем Миллером: эпизод где по дороге у ущелья летит большой грузовик, камера опускается ниже него и грузовик проезжает над ней.

«И Джордж говорит: «А можно сделать то же самое со звуком?»

И я панорамирую звук грузовика на 4 потолочных сабвуфера, басы управляют этим грохотом грузовика. Всё это быстро, легко и по-настоящему захватывающе»

Источник: видео Build Montage

В звуковом файле «Фуриосы» есть базовый слой 7.1.2 и дополнительные объекты, такие как пули, мотоциклы, движущиеся мимо камеры. В музыкальной части микса тоже много дополнительных объектов, по словам Роберта композитор фильма Том Халкенборг тоже этим очень увлёкся.

Как из микса Dolby Atmos для коммерческого использования получается звук для домашних кинозалов?

Dolby Atmos для коммерческого и домашнего кино — разные.

Коммерческий формат называется Dolby Atmos Theatrical, домашний формат — Dolby Atmos Home Theatre.

В коммерческой версии максимальное количество каналов – 64, в домашней версии – 34.

После того как звук фильма сведён для коммерческой версии фильма, этот многодорожечный файл дорабатывается для домашнего формата в студии меньшего размера. Динамический диапазон немного уменьшают, чтобы звук был более ограничен в небольшом пространстве, но при этом оставался захватывающим.

Это делается в строгом согласовании с режиссёром.

По словам Роберта, он обнаружил, что алгоритм Dolby Atmos отлично вписывает фронтальные широкие каналы, если говорить о звуке для домашнего использования.

«Тем, у кого есть дополнительная пара фронтальных колонок (Front Wide прим. Artinstall), очень повезло, потому что они просто великолепно подходят для музыки, создания атмосферы и эффекта звукового «ореола» в диалогах. Я всегда советую ставить их, когда это возможно»

А как режиссёру, по его признанию, ему не хватает трех каналов LCR. Хотелось бы иметь ещё два дополнительных между ними, чтобы иметь возможность эквализировать диалоги.

Самыми приятными частями работы над объемным звуком Роб считает раннюю стадию, когда обсуждаются концепции того, как будет звучать фильм и придумываются идеи для экспериментов, а также завершающая стадия:

«А потом, ещё эта часть, когда мы заканчиваем и видим, как фильм оживает. Это тоже здорово. Забавно. А всё начинается с надежд, мечтаний и творческих ошибок.»

Коллекция наград в офисе студии RMS. Источник фото: сайт RMS

Частичный список оборудования в студии RMS, Сидней:

◼️ Krix KX-5920 фронтальные акустические системы

◼️ Krix KX-1152 тыловые акустические системы

◼️ Krix KX-1061 акустические системы Dolby Atmos

◼️ Krix KX-1062 акустические системы Dolby Atmos

◼️ Krix KX-4610 фронтальные сабвуферы

◼️ Krix KX-4010 тыловые сабвуферы

◼️ Powersoft Quattrocanali 1204 DSP+ D усилители

◼️ Powersoft Quattrocanali 2404 DSP+ D усилители

Источники:  Build Montage, Krix, RMS

Другие Статьи

Статьи

Сколько стоит персональный кинозал?

Читать
Статьи

Отчет о рынке персональных кинозалов

Читать
Статьи

Что такое правильный персональный кинозал?

Читать

Вы пользуетесь устаревшей версией браузера. Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайтах могут работать не все функции.