Прелоадер
Статьи

Обзор Christie M 4K15 RGB

Плюсы

  • 3DLP-проектор с RGB-лазерным источником света
  • 98% охват BT.2020
  • Сменные объективы
  • Подключение TruLife+
  • Удобный веб-интерфейс
  • Отличная точность калибровки «из коробки»
  • Максимальная яркость 14000 люмен ANSI
  • Жидкостное охлаждение
  • Низкая входная задержка сигнала

Минусы

  • Видимый эффект гранулярности на некоторых материалах экранов
  • Может быть шумным в зависимости от настроек
  • Отсутствует поддержка HDMI 2.1
  • Выделяет значительное количество тепла

Наше мнение

Christie MK415RGB обеспечивает почти полное покрытие цветового пространства BT.2020, обеспечивая при этом огромный световой поток. Он способен освещать большие экраны при компактном форм-факторе, что делает его отличным вариантом для больших домашних кинотеатров. Это идеальный баланс, который не оставляет желать лучшего.

После успешной истории с проекторами серии M компания Christie обновила линейку в начале 2022 года моделью M4K25RGB с яркостью 25 000 люмен ISO/22 500 люмен ANSI, разрешением 4K, на базе 3-чиповой DLP-технологии с RGB-лазерным источником света и удивительно компактным корпусом. Сегодня компания ответила на запросы рынка о менее яркой версии для корпоративного и арендного/сценического использования, где не требуется высокая яркость M4K25, выпустив M4K15RGB летом 2023 года.

С яркостью 15 750 люмен ISO/14 000 люмен ANSI и возможностью достижения полной яркости от обычной линии питания, Christie MK415RGB — идеальный конкурент в сегменте люксовых домашних кинотеатров, где топовые модели JVC и Sony не могут обеспечить достаточную яркость. Здесь Christie конкурирует лишь с Barco на рынке действительно больших экранов или там, где требуется больше люмен для улучшения качества HDR. В качестве опции для кинотеатров M4K15RGB можно использовать со специальным объективом Ultra High Contrast, контрастность оптики которого значительно лучше стандартных объективов бренда (из-за снижения яркости).

Этот обзор Christie MK415RGB с объективом UHC посвящён его применению в качестве высококачественного проектора для персонального кинотеатра. Однако по большинству параметров он необычен для традиционного проектора для домашнего кино.

Особенности

M4K15RGB от Christie — значительная эволюция в линейке проекторов серии M, предлагающая уровни производительности и мощности, обычно встречающиеся в гораздо более дорогих устройствах. Новый дизайн понравится многим в индустрии, а также серьёзным киноманам за впечатляющую функциональность и возможности настройки для любого применения.

Начнём с конструкции корпуса. Конструкция Christie MK415RGB представляет собой автономную систему с жидкостным охлаждением, в которой размещён компактный 3DLP RGB-лазерный проектор. Вес составляет 38 кг, а размеры — 52,6 × 26,9 × 61,7 см (Ш×В×Г) без объектива.

MK415RGB поддерживает сменные объективы, совместимые с предыдущими проекторами серий M, Crimson и J. От фиксированных, ультракороткофокусных и стандартных зумов до упомянутых выше объективов Ultra High Contrast или High Brightness.

В этом обзоре использован ультравысококонтрастный зум-объектив 1,28–1,87:1 (модель: 163-165103-XX), который, по заявлениям производителя, обеспечивает, с потерей яркости до 30%, контрастность 6000:1 при Full On/Full Off (FOFO) по сравнению с контрастностью 2700:1 у стандартного объектива. Измерения подтвердили контрастность 5465:1 при FOFO, хотя потеря яркости не достигла 30%, он сохранил больше света, чем ожидалось. Но даже при потере в 30%, которую закладывает Christie, учитывая впечатляющую яркость M4K15RGB, многие сочли бы это выгодным компромиссом.

Интеллектуальная система объективов (ILS) Christie автоматически распознаёт и калибрует объективы после установки, корректируя смещение настроек объектива.

Christie MK415RGB использует герметичный 3DLP-оптический модуль с микрозеркальными чипами размером 0,95 дюйма. Герметичность позволяет ему работать без фильтра, предотвращая попадание пыли в оптический световой канал. Чистый тройной RGB-лазерный источник света легко заменяется в полевых условиях. Способен работать 25 000 часов при 100% яркости лазера или 50 000 часов при 60% яркости лазера. Christie MK415RGB обеспечивает исключительную цветопередачу и охват цветовой гаммы, при этом Christie указывает 98% цветового пространства Rec.2020. Измерения подтвердили это, показав 96,36% охвата xy и 98,12% охвата uv. Чистый RGB-лазер обеспечивает минимальную или нулевую гранулярность в картинке, что во многом зависит от материала экрана. Экраны с высоким коэффициентом усиления могут проявлять некоторую гранулярность, а экраны с коэффициентом усиления, равным единице, не будут отображать никаких артефактов.

Как уже упоминалось, с яркостью 14 000 люмен ANSI и 15 750 люмен ISO, Christie MK415RGB способен освещать огромные экраны. По нашим измерениям, Christie MK415RGB легко соответствует и даже превосходит свои спецификации по яркости ANSI, с измеренной яркостью 13 572 люмен ANSI при использовании специализированного объектива UHC. Это особенно впечатляет, учитывая, что используемый объектив UHC, по заявлениям производителя, снижает световой поток до 30%. Эти измерения были подтверждены в нескольких тестах, что заставляет полагать, что Christie очень консервативна в оценке потери света объективом и фактической яркости M4K15RGB. Christie MK415RGB способен воспроизводить HDR, отслеживая PQ до 1000 нит или выше.

Картинка Christie MK415RGB очень чёткая. И это несмотря на то, что его три DLP-микрозеркальных чипа не имеют родного разрешения 4K (вместо этого используется технология «сдвига» пикселей для достижения разрешения 3840×2160). Это часто встречается у одночиповых 4K DLP-проекторов, выходной сигнал с DMD-чипа с разрешением 1920×1080 HD или 1920×1200 WUXGA подвергается четырёхфазной смене пикселей. Однако Christie применяет свою запатентованную технологию. Сдвиг на половину пикселя для каждой фазы достигается с помощью оптомеханического стеклянного привода из особо чистого стекла. Этот привод управляется датчиками, которые постоянно контролируют и корректируют положение с точностью до 5% от идеального значения. Смену пикселей трудно различить на экране, поскольку изображения резкие и чёткие, особенно при просмотре настроечных шаблонов с одним пикселем. Однако есть случаи, когда можно наблюдать небольшое дрожание или смещение. Особенно в меню, вероятно, из-за смены пикселей. Эта проблема, как правило, отсутствует в движущемся контенте, и зрителям нужно будет сосредоточиться на очень мелких или маленьких деталях, чтобы заметить её.

Кроме того, M4K15RGB поддерживает частоту кадров от 24 Гц до 60 Гц. При использовании лицензий Mirage и Mirage Pro он способен достигать от 96 Гц до 120 Гц в 4K и в 2D, и в 3D при 60 Гц (с Mirage) и до 240 Гц–480 Гц в HD (с Mirage Pro).

В Christie MK415RGB множество функций для настройки изображения и установки. К этим функциям относится Christie LiteLOC, система постоянного контроля яркости, регулирующая выходную мощность для поддержания уровня яркости. Функция Boresight — это ручная аппаратная регулировка фокусировки и выравнивания самих панелей, обеспечивающая идеальную фокусировку. Хотя Boresight предназначен для выполнения квалифицированными и обученными специалистами, его использование в сочетании с цифровой конвергенцией позволяет получать исключительно резкую картинку. Функция, которая особенно впечатлила, — это Horizontal 1D Color Uniformity. Она использует 17-точечный тестовый шаблон для каждого основного цвета. Этот шаблон указывает точки на экране для измерения яркости, в конечном итоге обеспечивая надлежащую яркость по всему экрану. Хотелось бы видеть такую функцию в каждом проекторе.

Веб-интерфейс пользователя для управления проектором. Благодарим за веб-GUI, он позволяет напрямую вводить значения без необходимости вызывать экранное меню.

Дополнительные функции включают: Christie Twist, бесплатное программное обеспечение с версиями Christie Twist Premium и Twist Pro, для переназначения расположения пикселей и выполнения геометрических коррекций места проекции; Edge Blending и Black Level Blending, для настройки визуальных различий при использовании нескольких проекторов в массиве; Mystique Lite — бесплатное ПО с дополнительными платными версиями Essentials, Pro Venue; и Christie Conductor — бесплатное ПО, которое может отслеживать, управлять и контролировать до 256 проекторов Christie.

Вариантов интерфейсов входов и выходов Christie MK415RGB много благодаря набору компонентов Christie TruLife+ all-in-one. От простых HDMI 2.0 и DisplayPort 1.2 до HDBaseT и полного 12G SDI для вещания и постпродакшна. Кроме того, M4K15RGB включает USB-C, USB, оптоволокно и 3D-синхронизацию. К сожалению, HDMI 2.1 ещё нет, Christie заявляет, что будет в 2025 году.

Физический пульт ДУ для Christie MK415RGB очень универсален, предлагая всё, от управления затвором до включения PIP и тестовых шаблонов. Он имеет функцию блокировки, чтобы предотвратить непреднамеренные нажатия кнопок. Единственная проблема, которая больше относится к проблеме пользователя, заключается в том, что много времени тратится на навигацию по различным тестовым шаблонам. Пульт очень отзывчив, реагирует немедленно при нажатии кнопки фокусировки.

Производительность

Цветовые режимы

Christie MK415RGB не предлагает традиционных режимов изображения, с которыми знакомы многие пользователи. Вместо этого он обеспечивает глубоко настраиваемую конфигурацию колориметрии. Настройки по умолчанию M4K15RGB предоставляют пользователям цветовые пространства и режимы коррекции цвета, которые эффективно представляют цветовую гамму и её назначенные основные цвета. Эти параметры включают максимальную яркость (родная производительность без коррекции), цветовую температуру, Rec.709, DCI-P3 (киноформат без белой точки D65), DCI-P3 (D65), Rec.2020 и пользовательские настройки. Коррекции по умолчанию реализованы исключительно хорошо.

Процесс настройки включает в себя создание пользовательских профилей, которые могут содержать конкретную настройку для варианта использования проектора. Профили могут содержать желаемую цветовую гамму, положение объектива, настройки масштабирования и фокусировки, яркость, конвергенцию, профили вентилятора, выбранный вход и т. д. Christie MK415RGB может поддерживать до 10 таких профилей.

Настройку основных параметров цвета (данные измеренной цветовой гаммы, или MCGD) и режима коррекции цвета (данные целевой цветовой гаммы, или TCGD) в идеале должны выполнять квалифицированные специалисты, так как это требует доступа к устройству через сервисные интерфейсы и VNC. Более того, проектор такого уровня в идеале требует использования 2-нанометрового спектрометра, такого как Colorimetry Research CR300 или аналогичного устройства.

Christie MK415RGB предлагает как стандартные, так и расширенные функции, такие как установка пиковых измеренных значений нит для сжатия контента HDR, гамма-функции (например, Power Gamma, HDR/PQ без сжатия), наклоны гаммы, смещения чёрного, настройки белого уровня, коррекция окружающего освещения и многое другое.

Просмотр Christie MK415RGB «из коробки» не показал визуально заметных проблем с цветопередачей или точностью ни в градациях серого, ни в цветовой трассировке как для SDR-, так и для HDR-контента, от Rec.709 до Rec.2020. Хотя чёрный уровень был немного выше, чем у неярких проекторов от JVC и Sony, смешанный контраст в сценах был отличным. Единственное, что удивило, — это эффект гранулярности, который подчёркивал текстуру экрана Stewart StudioTek 130 G4. После обсуждения этого с коллегой, который хорошо знаком с высококачественной проекцией, было решено протестировать различные образцы материалов экранов, чтобы определить, что виновно в эффекте гранулярности: проектор или экран. Результат: экраны с высоким коэффициентом усиления показывают этот артефакт, в то время как на экранах с низким коэффициентом усиления или тканых экранах он не был виден. Заметность этого эффекта также зависела от индивидуальной чувствительности зрителя, расстояния от экрана и того, смотрел ли он по оси или вне оси. В конечном итоге использование экрана с коэффициентом усиления, равным единице, в идеале даст лучшие результаты. Учитывая немалую светосилу Christie MK415RGB, экран с положительным коэффициентом усиления на самом деле не нужен.

Результаты калибровки Christie MK415RGB отличные, даже при использовании спектрометра Colorimetry Research CR250 4nm. Ошибки градации серого Delta E находились в пределах среднего значения 1,7 до максимума 2,4, и все цветовые пространства очень точно отслеживались в своих заданных диапазонах, включая Rec.2020. Большинство ошибок составляли в среднем от 1,7 до 4 dE для развёрток насыщенности, развёрток яркости и контрольных цветов.

Развертки яркости показали лишь незначительное снижение насыщенности красного и синего в диапазоне 5% при полностью насыщенном цвете; все остальные цвета и диапазоны не показали снижения насыщенности, значения измерений были сгруппированы близко друг к другу. Более высокие ошибки, которые присутствовали, были в основном связаны со слабым перенасыщением и некоторыми ошибками оттенка. Christie MK415RGB достаточно близок к идеалу, чтобы использовать его без калибровки и остаться довольным. Но от такого уровня проектора, разумеется, ждут калибровки.

Калибровка устройства начата с измерения исходной производительности, а затем с целевыми смещениями. Это было сделано с использованием внутренних тестовых шаблонов и проверено с помощью программного обеспечения для калибровки Calman Ultimate от Portrait Displays, спектрометра Colorimetry Research CR-250, колориметра Colorimetry Research CR-100 и генератора Murideo 8K Seven. Полученные результаты были превосходными. Единственная причина, по которой присутствовал максимальный dE 2,3, заключалась в том, что зелёный не смог полностью достичь своей цели, что также повлияло на жёлтый, поскольку есть предел в 98% охвата цветовой гаммы BT.2020. Практически никаких ошибок яркости не было, и все цветовые пространства отслеживались практически идеально для Rec.709, DCI-P3 и BT.2020, а также для Rec.709 и DCI-P3, отображаемых в конверте BT.2020. Для максимально должного внимания проектору необходим 2-нм спектрометр. Но полученные результаты уже были отличными. Поэтому от проведения дополнительных измерений воздержались.

За время теста Christie MK415RGB демонстрировал проекцию на разных расстояниях, как на 100-дюймовый экран, так и на 135-дюймовый широкоэкранный Stewart Filmscreen StudioTek 130 G4.

Устройства для просмотра контента после калибровки: медиаплеер R_Volution Player One 8K, проигрыватель UHD Blu-ray Oppo UDP-203, Apple TV 4K и медиасервер Kaleidescape Terra Prime.

Просмотр 4K HDR10

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» в 4K HDR с помощью R_Volution Player One 8K. Момент начала боя с Судным днём до конца фильма. Christie MK415RGB показал себя исключительно хорошо с отличной детализацией теней в более тёмных областях изображения, где обычно вещи могут быть скрыты. Например, когда Судный день обрушил свой первый удар, отбросив Чудо-женщину назад. Прежде чем она бросилась в атаку, сцена всё ещё показывала детали в обломках за ней. Этот уровень детализации постоянно поддерживался в различных сценах во время боя.

Christie MK415RGB точно воспроизводит цвета с низкой яркостью и правильной насыщенностью, как видно на различных кадрах с копьём из криптонита. Примечательные примеры: когда копьё вытащили из-под воды, и Лоис собиралась выбросить его, на землю пролился насыщенный, глубокий зелёный свет. Это также было видно, когда Судный день был пронзён копьём и Супермен подтянулся к Судному дню. Изображение оставалось резким на протяжении всего времени, без полос или постеризации, даже в задымлённой среде и больших клубах дыма, заслоняющих небо.

Следующий фильм для просмотра в 4K HDR10 был «Человек-паук: Через вселенные» на Kaleidescape. Бой в коллайдере и битва с Кингпином — эти сцены в полной мере используют цветовое пространство BT.2020, особенно в красном, голубом и пурпурном спектрах. MK415RGB не разочаровал, обеспечивая глубокие, тёмные и полностью насыщенные красные цвета на протяжении всей сцены. Момент, когда Майлз спасает Питера от Дока Ока, и когда Майлз находится на земле во время боя с Кингпином. Во время этих сцен не замечено никаких эффектов гранулярности или текстуры экрана. И только один случай, когда этот артефакт стал видимым: когда бой закончился и Майлз перепрыгивал через поезд к закату, перед тем как он раскачался до крана. В целом, однако, Christie MK415RGB показал себя исключительно хорошо, и качество изображения было выдающимся.

«Аквамен» в 4K HDR с помощью R_Volution Player One 8K. MK415RGB снова не разочаровал цветопередачей, которая находится в пределах гаммы BT.2020. Это было особенно заметно во время побега Мера и Артура из Атлантиды. Большая часть Атлантиды на самом деле отображается в BT.2020, с глубокими синими и голубыми цветами, они видны даже в более тёмных, менее ярких цветах. Например, когда башни сбивают некоторые корабли, преследующие их, и они взрываются с всплеском пузырей. Или когда они заплывают в пасть кита, чтобы спастись, цвета были заметны как в пасти кита, так и на наряде Мера. Цветовые тона кожи были очень хорошо переданы во время сцены на рынке в Сицилии. У Мера и посетителей рынка точные и естественные цветовые тона кожи, при этом ярко-рыжие волосы Мера остаются очень насыщенными. Однако в более яркой сцене атаки Чёрной Манты была заметна гранулярность или текстура экрана, особенно в определённых точках облаков. Учитывая скорость сцены и концентрацию на действии, маловероятно, что большинство зрителей заметят это. На самом деле нужно искать, чтобы увидеть это.

Последний фильм в 4K/HDR10 — «Головоломка» в 4K HDR на Kaleidescape. Сцена, где Радость и Печаль входят в пещеру, чтобы спасти Бинбонга от Янгельса. Когда они входят в пещеру, сцена панорамируется, показывая глубоко насыщенный стебель брокколи с низкой яркостью, отображаемый в BT.2020. По мере развития сцены и открытия двери подвала появляется глубокий, сочный красный цвет. «Головоломка» служит отличным примером для цветов, которые выходят за рамки цветового пространства P3, и Christie MK415RGB прекрасно продемонстрировал эти цвета. Например, яркие цвета во время музыкального видео Радужного Единорога — богатые, сочные и глубоко насыщенные практически по всей цветовой гамме BT.2020. Просмотр этой сцены на Christie MK415RGB действительно позволяет оценить весь потенциал.

Просмотр SDR

«Форс-мажоры», 3 сезон, 3 серия в SDR через Apple TV 4K. Тона кожи главных героев Майка, Харви, Рейчел, Донны и Льюиса довольно хороши. На экране цветовые тона их кожи были очень точными и очень хорошо воспроизведены. Изображение также было резким, с хорошей детализацией теней в костюмах. В конечном итоге изображение выглядело великолепно.

Заключение

Christie MK415RGB — действительно впечатляющее устройство, учитывая его общие характеристики, функциональность, охват гаммы и световой поток, всё это в компактном форм-факторе. Проекция может быть недорогим или очень дорогим хобби, и как только пользователи достигают уровня в 30 000 долларов, цены на проекторы очень быстро и резко возрастают, некоторые модели стоят от 80 000 до 100 000 долларов или более. Многие из этих дорогих моделей могут не соответствовать охвату гаммы Christie MK415RGB и/или иметь меньший световой поток.

Однако Christie MK415RGB не лишён недостатков. Он может отображать текстуру экрана или эффект интерференционной гранулярности на экранах с высоким коэффициентом усиления. Он может быть шумным и требует звукоизоляционного короба или размещения в отдельной комнате. Проектор выделяет значительное количество тепла, а экранное меню может демонстрировать видимое дрожание при выполнении определённых настроек. Кроме того, особенность: мощность лазера не может быть уменьшена ниже 30% яркости.

Некоторые из этих проблем были ожидаемыми, другие — нет. Учитывая компромиссы, многие пользователи готовы игнорировать эти недостатки в обмен на впечатляющую световую силу устройства, широкий охват гаммы и способность воспроизводить HDR 1000 нит. Тем не менее, этот проектор может подойти не для всех. Как исключительное устройство, он явно превосходит потребности скромной по размерам комнаты и экрана. Christie MK415RGB обеспечивает фантастическую картинку с резкостью, детализацией и замечательной цветопередачей, которые многие другие не могут достичь. MK415RGB, несомненно, является предметом роскоши. Для тех, кто рассматривает этот ценовой диапазон, проектор следует считать одним из лучших претендентов из-за его исключительной производительности, гибкости и вариантов конфигурации.

Измерения

Яркость

Christie MK415RGB специфицирован на 14 000 люмен ANSI. Измерение устройства в режиме Max Drives со 100% яркостью лазера показало 13 572 люмен ANSI, что на 4% ниже заявленной полной спецификации Christie в 14 000 люмен ANSI и значительно выше, чем ожидалось, учитывая предполагаемую потерю яркости в 30% из-за использования объектива Ultra High Contrast.

Christie MK415RGB люмены ANSI с объективом UHC 163-165103-XX

SDR/HDR 100% яркость лазера
Режим Max Drives 13 572 Lm

Потеря света зум-объективом

Потеря света Christie MK415RGB с объективом UHC 163-165103-XX при переходе от самого широкого положения зума к самому длинному составила 33,02%.

Равномерность яркости

Christie MK415RGB, проецирующий 100-дюймовое изображение с объективом UHC 163-165103-XX, показал измеренную равномерность яркости в 90% как в широкоугольном зуме, так и в телезуме. Самой яркой частью экрана был верхний правый угол, а самой тёмной — верхний левый. Разница в яркости на полностью белом экране заметна не была.

Шум вентилятора

В спецификациях Christie MK415RGB указано, что уровень звука составляет 46,7 дБА в тихом режиме вентилятора и 49,4 дБА в стандартном режиме вентилятора (усредненные многоточечные измерения в звукоизолированном помещении). Используя ПО Room EQ Wizard и микрофон Umik-1 в комнате для домашнего кинотеатра с фоновым шумом 33,3 дБА, M4K15RGB измерялся в тихом, стандартном и производительном режимах вентилятора при 100% яркости лазера. Измерения проводились на расстоянии 1 метра.

Тихий режим вентилятора:
Спереди: 45,3
Справа: 49,7
Слева: 45,9
Сверху: 46,3
Сзади: 49,2

 

Стандартный режим вентилятора:
Спереди: 50,0
Справа: 56,2
Слева: 49,6
Сверху: 49,3
Сзади: 50,3

 

Производительный режим вентилятора:
Спереди: 59,6
Справа: 65,3
Слева: 60,1
Сверху: 60,3
Сзади: 61,5

Временная задержка

Измерения входной задержки проводились в различных режимах коррекции цвета, которые не оказали влияния на измерения. Производительность по задержке достаточно низкая для обычных игр, но явно недостаточна для серьёзных соревновательных типов игр.

Входная задержка сигнала:
1080p/60 Гц = 34 мс
1080p/120 Гц = 25 мс
4K/60 Гц = 34 мс

Подключения

  • 12G-SDI (×4)
  • HDMI 2.0 (×2; HDCP 2.2)
  • DisplayPort 1.2 (×2)
  • HDBaseT
  • Оптоволокно (QSFP+)
  • 3D-синхронизация (вход/выход)
  • Аудиовыход

На основе обзора. Автор Sammie Prescott, Jr.

Другие Статьи

Статьи

Лучший сабвуфер в мире

Читать

Вы пользуетесь устаревшей версией браузера. Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайтах могут работать не все функции.