Прародителем Christie Eclipse можно считать проектор Christie CP2000, легенду ксеноновой эры проекции. В те времена в кино происходил очередной тектонический разлом эпох, плёночную проекцию меняли на цифру.
Световой поток в 12000 Лм, контрастность 1800:1, разрешение 2К и шум в 48 дБ считались фантастикой.
Новинку заказывали на олимпиаду в Пекине, на шоу Мадонны и U2. Christie CP2000 был установлен в студиях постпродакшена Walt Disney Studios и Time Warner как образец качества картинки.
26 октября 2006 года первый CP2000 появился в России, в кинотеатре «Кронверк» в Санкт-Петербурге.
Яркость ксеноновой лампы Christie CP2000 падала на 50% после 800 часов работы. Но это отнюдь не фиаско, как кажется сегодня, это отличные показатели для того времени.
Платформа Christie CP2000 показала превосходную надежность.
В 2014 году в офис Christie пришел Бенджи Бернхардт (Benji Bernhardt), главный инженер Музея естественной истории в Нью-Йорке. (Тот, где снимали “Ночь в Музее”). Бенджи предложил Christie разработать нечто для выдающееся для показа звезд в планетарии музея.
Инженеры Christie приняли вызов.
На разработку ушло 5 лет и труд 90 сотрудников. Первые 6 проекторов были установлены в планетарии музея в честь 50-летия первой высадки человека на Луну. На премьере 15 мая 2019 года присутствовал Базз Олдрин, астронавт Apollo 11.
Зрители не верили своим глазам. Космос стал действительно черным, в короне Солнца стало в 8 раз больше деталей, туманность Ориона стала фактурной.
«Кажется, я физически ощутил движение через пояс астероидов»
-Дж.Коллинз, астронавт.
Чудо проекции назвали Christie Eclipse.
Разрешение 4К при частоте 120 гц. Последовательная контрастность 20 000 000 :1. Вдумайтесь в эти цифры.
Яркость на выбор 9000, 17000 и 25000 Лм.
Была и ложка дегтя:
Проектор получился чрезвычайно громоздким. Состоял из трех блоков: оптический блок (148 кг.), блок электроники и чиллер с жидкостью охлаждения (72 кг.). Для размещения 1 проектора требовалось 2,5м2.
Но это был невероятный технологический прорыв в качестве проекции. Никогда ранее она не была так близка к человеческому зрению.
Заказы на новинку посыпались со всех сторон. Christie Eclipse стоят в Лувре (Париж), ситуационном центре Boeing Defense (Сент-Луис), Galaxy Arena (Дубай), ЦЕРН (Женева).
Не забыли и про частных покупателей. Christie уполномочила единственного дилера в мире Absolute Ultimate AV продавать Christie Eclipse в частные кинозалы.
Стоимость тщательно скрывали, по сообщениям на форумах самая базовая модификация стоила около 300 000 USD в США.
Спустя 6 лет — обновленная модель. Свежий Eclipse был представлен на выставке CEDIA Expo 2025.
Удивил выбор площадки для премьеры новинки, ведь CEDIA Expo фокусируется именно на оборудовании для частных заказчиков кинозалов.
Инженерам Кристи удалось перекомпоновать и утрамбовать предыдущее поколение модели, при этом сохранить и даже улучшить и без того выдающиеся характеристики. Новая модификация Gen 3 состоит уже из 2х блоков (проектор и чиллер). Переделан блок источников света, теперь гарантированная яркость увеличена до 30000 Лм при 50000 часов наработки.
Что ж, на рынке премиальных кинозалов утверждается новый лидер, Christie Eclipse.
Вопрос: почему за первым поколением идет сразу третье?
Ответ: на самом деле в первом поколении Eclipse было несколько технологических вариантов, самые распространенные 1.0 и 1.5. Чтобы дальше не путаться решили после 1.5 сделать сразу 3.
«Eclipse — это квинтэссенция 20 лет эволюции, где каждый чип помнит уроки CP2000»
— Майкл Гаррисон, вице-президент по R&D на ISE 2024
В проекторах Christie Eclipse Gen 3 используется RGB лазер (отдельные лазерные диоды на зеленый, красный и зеленый цвета), это обеспечивает максимально широкий цветовой охват Rec 2020. Это 78% — 85% от всех оттенков, видимых человеком.
Лазерные диоды для проекторов Christie поставляет NECSEL (США), входящая с ней в материнский холдинг Ushio. Это очень удобно, у Christie всегда под рукой самые свежие разработки диодов для проекционных лазеров.
Нюанс для технарей: хотя в обоих поколениях источником света заявлен RGB pure laser, их конструкции различаются. В третьем поколении Eclipse используется три лазерных диода разных цветов для каждого канала — красного, зеленого и синего. Это значительно упростило оптическую схему по сравнению с первым поколением, где применялись один красный и два синих диода, где один из синих преобразовывался в зеленый при помощи сложной гибридной системы.
Итак, в Christie Eclipse Gen 3:
✓ Последовательный контраст 20000000 : 1
✓ Яркость 30000 Лм
✓ 50,000 часов работы без деградации яркости и цветов
✓ Всего два блока в конструкции
✓ Вес общий: 259 кг
✓ Шум: 66 дБА (максимальный)
Без всяких сомнений цифра контраста у Christie Eclipse вызывает шок:
20 000 000 : 1. Как же такое возможно?
Такое стало возможным благодаря разработке инженерами Christie шестичипового лазерного модуля с двойной модуляцией. Многим кино инженерам известна стандартная схема с 3мя DMD (микрозеркальными) чипами для красного, синего и зеленого цветов. Упрощенно: схема недешевая, но на сегодня самая совершенная для качества картинки.
Инженеры Christie ее улучшили: они удвоили количество DMD чипов.
Премодуляция яркости лазеров осуществляется через первую тройку чипов с разрешением 1080р, простыми словами управляет яркостью картинки на уровне пикселей. Это обеспечивает 2 073 600 локальных зон затемнения в кадре. Затем вторая тройка чипов с разрешением 4К формирует конечное изображение.
Вот такой технологический прием подарил миру проектор Christie Eclipse с контрастностью 2 000 000 : 1.
Немного занудства: справедливости ради надо упомянуть, что идею повышения контрастности премодуляцией света DMD чипами придумала немецкая фирма Carl Zeiss в проекторе для планетария Velvet, инженеры Christie ее адаптировали и усовершенствовали для проекторов.
Какие же модели конкурентов могут сразиться с Christie Eclipse за звание лучшего проектора для персонального кинозала?
По совокупности характеристик их всего один на сегодня: Barco Nerthus. Мы добавим для презентативности проектор Sony VPL-GTZ380 с яркостью в 3 раза меньше.
Sony пытается напустить тумана с контрастностью своих проекторов. Barco и Christie указывает ее в On/Off (последовательная), а Sony указывает нативную либо динамическую.
По сторонним измерениям проектора Sony VPL-XW7000 последовательная контрастность составила 14200 : 1, что дает ориентиры для корректного сравнения.
Если вопрос яркости проекторов можно считать дискуссионным так как он привязан к размеру экрана, срок службы лазеров в десятки тысяч часов тоже не слишком важен при домашнем использовании, то контрастность и цветовой охват самые что ни наесть объективные параметры оценки качества картинки. И тут безусловный лидер, это Christie Eclipse. Причем с фантастическим отрывом.
На портале avsforum опубликованы интересный график сравнения измеренных показателей контрастности проектора Christie Eclipse Gen 1 с популярными проекторами Sony VPL-GTZ380 и JVC NZ9.
Очень занимательно.
Методики измерения контрастности картинки в персональных кинозалах (ADL и остальные) мы рассмотрим в отдельной статье. Сейчас для понимания “конвертируем” ADL в понятную методику контрастности два значения:
В таблице ниже конкретные значения контрастности в зависимости от % ADL:
К сожалению, нам не удалось достать результаты сравнения четкости Christie Eclipse с Barco Nerthus и Sony VPL-GTZ380. Но нам попались результаты сравнения “младшего двоюродного брата” Christie Griffin с JVC NZ9. Мы надеемся, что Christie Eclipse уж точно не должен быть хуже по четкости.
Итог про четкость: визуальная разница на картинках на лицо. Но тут не хватает сравнения с Barco Nerthus, мы уверены, что Barco в этом тесте визуально не проиграет Christie Eclipse.
Christie Eclipse, безусловно, апофеоз проекционного совершенства. Инженеры Christie ближе всех приблизились к границам человеческого зрения.
На сегодняшний день, по нашему убеждению, это лучший проектор для домашнего кино.
В среде высокого искусства о цене говорить не принято, но она все-таки есть. Стоимость полного комплекта Christie Eclipse Gen 3 в нашей стране мы ожидаем в районе 800-900 тыс долларов. Заказ уже можно размещать.
Вопросы соответствия стоимости персональным ожиданиям — процесс диалектический. Покупка проектора такого уровня это инвестиция в свое удовольствие и исключительность.
Уверены на 100%, что клиенты на апгрейд своего персонального кинозала в нашей стране будут точно 🙂
Автор Антон Усанов, AV-архитектор Artinstall.
Вы пользуетесь устаревшей версией браузера. Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайтах могут работать не все функции.