САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
«БАХАРЕВ И ПАРТНЕРЫ»
Каменный остров — остров в дельте Невы в самом центре культурной столицы. Остров площадью 106 Га окружён тремя речушками: Большой Невкой, Малой Невкой, Крестовкой и представляет собой скорее группу островов с искусственными каналами.
Строительство каналов началось в 1746 году вместе с общим благоустройством острова, когда Елизавета Алексеевна передала его во владение канцлеру Российской империи Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину. Граф осушил болота, разбил французский сад и построил себе дворец (авторства самого Бартоломео Растрелли) в аккурат напротив огромного камня, торчащего из воды. По легенде, именно в честь него и назван остров. Дворец, к сожалению, не сохранился, а на его фундаменте в 1781 году вознёсся Каменноостровский дворец, и уже Екатерина II подарила и дворец, и остров сыну — Павлу Петровичу. Каменноостровский дворец сохранился и стоит на острове по сей день.
В этом историческом месте с умиротворяющими пейзажами каналов и смешанных лесов и поныне строят апартаменты и резиденции. В один из них нас пригласили построить персональный кинозал.
Достаточно большая по площади комната в 39,54м², практически квадратная в плане, имеет экстра-низкий потолок — всего 2,025 м. «Бонус»: боковые короба системы вентиляции уменьшают ее до 1,765 м! Пожалуй, это помещение стало самым низким за всю историю нашей работы. Основные трудности при реализации проекта случились именно из-за недостатка высоты.
Разработка проекта любого кинозала начинается с акустического моделирования. Всегда. Результатом такого расчёта является сэндвич специального каркаса с материалами, необходимыми для акустической коррекции в данном помещении.
Поскольку потолок очень низкий, заказчик с архитекторами решили не уменьшать его высоту звукопоглощающими конструкциями, а просто выровнять и покрасить без какой-либо акустической подготовки. Чтобы максимально нивелировать эффект от отсутствия звукопоглощения на потолке, нам пришлось перекроить оставшуюся структуру акустического каркаса.
Ниже представлены графики зависимости частоты от времени реверберации комнаты (RT60 — говоря простым языком, это длительность распространения эха). На графиках черными жирными линиями показаны допустимые международными стандартами границы.
По результатам (на втором графике) все почти идеально, но все же заметно влияние бетонного потолка без акустического каркаса — наблюдаются небольшие отклонения от допустимых пределов (но мы выжали максимум!).
Теперь посмотрим на схемы распространения акустических волн и время их угасания. Эти анимированные диаграммы показывают равномерность покрытия звуковой энергией, ее уровни и время затухания:
Как мы уже упоминали, низкая высота потолка кинозала сыграла важную роль (даже кабельные трассы пришлось прокладывать прямо в плите перекрытия!). Эта особенность повлияла и на размещение зрительских рядов, акустических систем и экрана. Номинально кинозал имеет два ряда: диван сзади и два кресла спереди, — но, разумеется, об их разделении в уровнях не могло быть и речи. Поэтому тыловые акустические системы пришлось разместить в компромиссе с текущим положением зрителей.
В кинозале реализована конфигурация звука 7.2. Сабвуферы и фронтальные колонки установлены внутри конструкции, изготовленной итальянскими мебельщиками по нашим чертежам. Фронтальная акустика установлена, как и полагается, за экраном со звукопрозрачным полотном. Тыловые акустические системы скрыты за съемными панелями с металлическим грилем, покрашенным в тон декоративных материалов.
Мы отчаянно боролись за каждый сантиметр экрана, вымеряли и рассчитывали: как бы его сделать еще чуть больше. В результате получился максимально возможный экран шириной 3,155м и форматом 2.35:1.
В первоначальном варианте мы предположили размещение электроники во встраиваемой рэковой стойке, но из-за расположения систем вентиляции ни по высоте, ни по глубине она не поместилась. В итоге оборудование мы разместили на полках во фронтальной мебельной «стене».
Возведение акустического каркаса начинается только после акустического проектирования. Шаг каркаса и свойства материалов, отвечают акустическим задачам для определенного помещения.
Концепция дизайна кинозала утверждена заказчиком до обращения к нам, придумана архитектурным бюро «Бахарев и партнеры». Архитекторы описывают стиль интерьера кинозала как арт-деко.
Помимо потолков появилась еще одна трудность — декоративные материалы кинозала. К нашему изумлению, их закупили до согласования с нами и практически все они не отвечали и минимальным требованиям по акустике. От некоторых мы уговорили отказаться, но большинство пришлось использовать.
К примеру, акцентным дизайнерским элементом в помещении должны были стать «красивенькие» стеновые панели. Мы посмотрели на их акустические параметры и забили тревогу. В итоге получилось их исключить. Господа, при проектировании кинозала акустические материалы важно подбирать с пониманием, иначе красота может убить суть.
Система управления освещением — наш любимый надежный Lutron. Светильники, как и декоративные материалы, были закуплены заранее. Применены накладные потолочные и настенные светильники, часть из них, к сожалению, не диммируется.
Свет и электроника кинозала управляется с планшета iPad. Разумеется, с нашим дизайном интерфейса управления. Зарядная станция для планшета установлена на стене при входе.
Дополнительные материалы проекта уже опубликованы на сайте, смотрите обзор персонального кинозала «Каменный Остров» по этой ссылке.
Вы пользуетесь устаревшей версией браузера. Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайтах могут работать не все функции.